О Боговарове

Из истории храма Петра и Павла

и села Боговарово

Самый северо-восток Костромской области, где сейчас расположен Октябрьский муниципальный район, был заселен угро-финскими племенами.

Как свидетельствует летопись, здесь жили разные народы: весь, меря, емь, пермь, печура, угра и другие. По всем данным, это были потомки племен неолитических стоянок.

Древняя Русь все мелкие племена объединила под одним названием – Чудь Заволоцкая. С конца 15 века бывшая территория Чуди Заволоцкой стала называться Двинской землей или просто Двиной.

Вначале колонизация (заселение) края русскими шла с запада, со стороны новгородских ильменских славян. С 12 века двинулся поток переселенцев с Верхнего Поволжья. Это было начало московской колонизации Северного края.

Немалое значение в этом переселении играло желание населения Поволжья уйти в места, недосягаемые для татаро-монгольских орд. Вот так происходило заселение края.

Люди, заселявшие эти земли, старались селиться по берегам реки, потому что одним из основных их промыслов были охота и рыбная ловля.

Старинное село Покровское-Боговарово расположено на берегу тихой извилистой реки Ирдом. Ее протяженность 75 километров, площадь водосбора 562 квадратных километра.

Начинается Ирдом речушками Малые Ирдомки, Ночник и Северный Ирдом, который берет начало в Даровском районе Кировской области. Ирдом впадает в реку Вохму, та в реку Ветлугу, а Ветлуга несет свои воды в великую русскую реку Волгу.

Немало версий, касающихся названия реки. Одна из них – «Ирдом – Боговарово» – в переводе с двух угро-финских слов означает «вода около холма». Есть и другая, связанная с православием, – «Ирдом» созвучно слову «иордань», «Иордан».

В конце первой четверти 17 века в Вохомском крае было 102 поселения с центром Преображенский погост (Спас), а на территории нынешнего Октябрьского района имелось всего две деревушки: Ратчина и Займище на Блудовой горе. Но с течением времени начинают заселяться земли в среднем и нижнем течении реки Вохма, по берегам рек Луптюг и Ирдом.

В бассейне реки Ирдом в первой половине 18-го столетия возникают деревни Голодаево, Пятино, Ключевка, Долгий Двор, Братково, Табаково, а несколько восточнее – Михонино, Высоково и другие. Все эти деревни входили в Троицкий стан, а их жители были приписаны к Троицкой церкви.

Численность населения продолжала расти. Церковнослужителям Троицкого погоста становилось все труднее исполнять свои обязанности, и поэтому возникла необходимость в строительстве новой церкви на реке Ирдом. В «Клировой ведомости о церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что на Вохме» за 1858 год содержится такая запись: «О первоначальном существовании церкви в приходе имеется указ и благословенная грамота, данная Преосвященнейшим Иоаном Велико-Устюжским и Тотомским в 1784 году». Данного свидетельства достаточно для того, чтобы временем основания села Боговарово считать 1784 год, так как в Клировой ведомости, которая адресовалась епископу, ошибка о времени возведения храма недопустима.

Конечно же, первый храм в приходе был деревянный. Позднее вместо него была построена «Церковь каменная, двухэтажная, в нижнем этаже теплая. Нижний этаж построен и освящен в 1829 году тщанием прихожан, а верхний этаж построен в одной связи с колокольнею… и освящен в 1846-м году. Престолов в ней два; в теплой нижней церкви престол во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а в верхней, холодной — во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла».

В ведомости подробно описываются облачения для духовенства и вся церковная утварь, среди которой было немало дорогостоящей. Например, три Евангелия, обложенные бархатом в серебряной и позолоченной оправе; четыре креста, из которых один серебряный и позолоченный с клеймами черновыми весом 3/4 фунта, другие с клеймами финифтяными, сосуд серебряный и позолоченный весом один фунт 87 1/2 золотника, венцы для брачавшихся медные отбеленные с клеймами финифтяными, ковчег для хранения святых Христовых Тайн с клеймами финифтяными и многое другое.

Причет церкви состоял из трех человек. Священник Николай Александрович Преображенский 21 года, родом из Грязоветского уезда, выпускник Вологодской духовной семинарии 1858 года. Дьяк Иван Иванович Попов 36 лет, родом из села Луптюг, сын священника, бывший учащийся Никольского духовного училища, Пономарь Алексей Маркович Оборин 38 лет, родом из Кадниковского уезда, сын дьякона, бывший послушник Вологодского Арсеньева монастыря и учащийся Вологодской духовной семинарии; в Покровской церкви с 22 февраля 1841 года. И заштатный (1854 г.) дьякон Павел Васильевич Попов, «сей церкви умершего священника сын, из низшего отделения Вологодской духовной семинарии».

Жителями села Покровское-Боговаровское в то время только и были члены семей священнослужителей. Так что все село состояло из церкви и четырех домов. Несколько позже в нем появилось здание церковно-приходской школы. Это подтверждает и анкета, заполненная но время проведения Всероссийской переписи населения 1897 года и хранящаяся в настоящее время в архиве Санкт-Петербурга. В ней сказано: «Село Боговарово (Покровский погост) при реке Ирдом. Дворов пять. Жителей мужского пола 9 душ, женского пола 13 душ. Имеется одна церковь Вохомско-Покровская и при ней одна церковно-приходская школа. Базары и торжки бывают в дни престольных праздников: 29 июня и 1 октября» (12 июля и 14 октября). И далее подпись: «Священник Вохомско-Покровской церкви Алексеи Ильинский. 2 мая 1896 г.»

Таким оставалось село еще 2-3 десятилетия.

Застройка его началась только после Октябрьской революции, особенно с той поры, когда был образован Боговаровский район (1945 год), а село стало его административным центром.

Хорошо, что за эти годы храм не был разрушен, но он перестал действовать, подвергся поруганию. В 1989 году тщанием будущих прихожан началось возрождение храма, затем в нем возобновились службы.

Большую лепту в его возрождение и обращение жителей села к православной вере внес настоятель храма отец Сергий (Коноплев), ныне покойный.

Храм продолжает восстанавливаться, ремонтироваться. Преображается его внешний вид и внутреннее убранство. Большие труды на это полагает настоятель отец Александр (Кондратьев), служащие храма и прихожане. В 2013 году завершено строительство колокольни. А незадолго до празднования Светлого Христова Воскресения – Пасхи – окрестности Боговарово огласил звон установленных в звоннице колоколов (2014 год).

Видимо, благодаря этому чуду возрождения, в храме не раз происходили чудесные явления. Несколько лет назад замироточила икона Николая Чудотворца, мироточили и другие иконы.

Более двух десятилетий на Боговаровской земле 12 июля отмечается престольный праздник – Петровская, который мы по праву считает Днем села.

В день празднования дня первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля — в храме проходит праздничная служба и совершается крестный ход до центральной площади Боговарово. Первый крестный ход возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр.

14 октября, в Покров день, после службы прихожане также проходят крестным ходом от храма до Поклонного креста, установленного перед въездом в село Боговарово.

Нашу Боговаровскую землю по праву считают богохранимой, благословенной землей. Открытие православных святынь, духовных подвигов уроженцев нашего края – это и есть познание великого духовного наследия.

Многими почитаемая преподобная Анимаиса Острецовская родом из наших мест. В миру угодницу Божию звали Мария Михайловна Смертина. Родилась она 15 июля 1875 года в деревне Кокоулинцы нашего района.

18 сентября 1997 года мощи местночтимой угодницы Божией Анимаисы с кладбища села Острецова были обретены и торжественно перенесены в Родниковский храм. 15 мая 1999 года частица мощей преподобной Анимаисы из Родников была перенесена в Свято-Успенский храм города Поволоки. В 2006 году настоятелем отцом Сергием иконы и святые мощи небесной покровительницы преподобной Анимаисы были привезены в храм Петра и Павла. Икона нашей заступницы также мироточила.

Наш древний боговаровский храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, как большой белый корабль, в виде которого он построен, продолжает возносить своих прихожан к высотам православной веры.

 

 

 

 

 

 

 

2004 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 октября 2005 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 июля 2004 года